Дейнека
Александр Александрович
1899-1969
Дейнека Александр Александрович – это советский живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. Родился в городе Курске в семье рабочих железнодорожников. С 1914 г. учился в Курском железнодорожном училище. Одновременно посещал художественную школу. С 1915 г. учился в Харьковском художественном училище. Однако во время февральской революции 1917 г. занятия в училище были прекращены, и Александр Александрович Дейнека возвратился в Курск. В родном городе он вступил в РККА, оказался вовлеченным в водоворот революционных событий: писал плакаты для Курского отделения «Окна РОСТа», оформлял театры и агитпоезда, возглавлял сектор ИЗО народного образования Курской губернии. В 1921 г. Александр Александрович Дейнека получил направление на учёбу в Москву. Здесь он поступил на полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. Среди преподавателей в мастерских были видные представители русского авангарда. Наставником художника стал В.А. Фаворский. В 1924 г. Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В это время начал формироваться собственный стиль мастера, основанный на графической манере, сдержанности колоритных решений, чёткости композиционных построений. Сложился круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт, индустриализация, техника. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927). В 1928 г. художником была создана картина «Оборона Петрограда», которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки. Начиная с 30-х гг., изобразительный язык художника изменился. Его живопись стала менее графичной, колорит не столь сдержан, в его творчестве появились лирические мотивы. Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина «Мать». В период Великой Отечественной войны создал ряд выдающихся произведений. Особенно выделяются в этом ряду наполненная драматизмом, особым героическим пафосом картина «Оборона Севастополя» (1942) и, пронизанное внутренним напряжением, полотно «Окраина Москвы. Ноябрь 1941» (1941). В послевоенное время художник продолжил разрабатывать свои любимые темы. Языком искусства он стремится создать идеальный образ современного советского человека. Заметные картины Дейнеки этого периода «Тракторист» (1956) и «У моря. Рыбачки» (1956). Немаловажную часть творческой деятельности А.А. Дейнеки составляли монументально-декоративные работы, в частности мозаики на плафонах станций московского метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая» (1938-1939), панно и росписи в Центральном академическом театре Российской армии (1940). В 1964 г. за мозаики («Хорошее утро», «Доярка», «Красногвардейцы») он был удостоен Ленинской премии. Также мастер оставил значительный след в области скульптуры, станковой графики. Помимо собственно живописи, занимался и преподаванием: в Москве во ВХУТЕИНе (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарём (1966-1968).
Адрес: Москва, Тверская ул., д. 25/9