Памятник
Миг-15УТИ 59
МиГ-15УТИ – это советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. МиГ-15 показывал на испытаниях отличные результаты, и было ясно, что вскоре он пойдет в серийное производство и это производство, скорее всего, будет крупносерийным. Было очевидно, что в таком случае ВВС потребуются двухместные учебно-тренировочные реактивные самолёты, для переучивания лётного состава ВВС на новые истребители. На тот момент в распоряжении ВВС было только ограниченное число двухместных Як-17УТИ с крайне ненадёжным двигателем РД-10 и сильно ограниченных в эксплуатации. В ноябре 1948 г. ГК НИИ ВВС рекомендовал ОКБ Микояна разработать учебно-тренировочный истребитель на базе МиГ-15. В ОКБ взялись за работу не откладывая и уже в 27 февраля 1949 г. А. И. Микоян утвердил эскизный проект МиГ-15УТИ. Официально разработку УТИ утвердили постановлением Совета Министров СССР № 1391-497 от 6 апреля 1949 г. и приказом МАП № 266 от 13 апреля. Самолёт получил обозначение И-312 и заводской шифр «СТ». В ОКБ Микояна и Гуревича проектом нового самолета, получившего обозначение И-310 (шифр «С»), с асимметричным расположением двигателя в хвостовой части фюзеляжа и стреловидным крылом, руководил А.Г. Брунов. Для того, чтобы установить на этот истребитель турбореактивный двигатель с тягой 2270 кгс, в новом самолете Микояна впервые были использованы многие принципиально новые конструктивные решения. Так, наряду со стреловидными крыльями (обеспечившими ему высокую дозвуковую скорость), он получил: огромный киль, увенчанный стреловидным стабилизатором; чистые формы сигарообразного фюзеляжа; герметичную кабину летчика с вентиляцией и катапультным креслом; трехколесное шасси с новой стойкой. Серийное производство самолетов МиГ-15 первоначально было развернуто на заводе № 1 (г. Куйбышев), а затем — на заводе № 153 (г. Новосибирск), а вскоре к его выпуску подключились заводы №№ 21 (г. Горький); 31 (г. Тбилиси); 99 (г. Улан-Удэ); 126 (г. Комсомольск-на-Амуре); 135 (г Харьков); 292 (г. Саратов) и 381 (г. Москва), изготовившие в 1949-1953 гг. в общей сложности 13131 самолет МиГ-15 всех модификаций, в том числе – 3433 УТИ МиГ-15. Дольше всего, вплоть до 1959 г., выпуск УТИ МиГ-15 продолжался на заводе № 99 в Улан-Удэ.
Адрес: Москва, Ивана Франко ул., д. 46