Александров
Александр Петрович
1906-1981
Александр Петрович Александров. Дважды Герой Социалистического Труда, заслуженный строитель РСФСР (1966), инженер-подполковник. Родился 4 (17) декабря 1906 г. в селе Хотилицы (ныне – Андреапольского района Тверской области). Русский. В 1926 г. окончил Московский политехнический техникум. До 1930 г. работал геодезистом, прорабом на строительстве дорог в Казахстане. В 1933 г. окончил Среднеазиатский дорожный институт в Ташкенте. Руководил работами по строительству дорог на Курдайском перевале, на участке Мускол – Маргат дороги Ош – Памир – Хорог. В 1936-1954 гг. служил в системе НКВД-МВД СССР, инженер-подполковник. С 1936 г. – инженер, главный инженер строительства автодороги Фрунзе – Ош. В 1942-1948 гг. – главный инженер строительства автодороги Москва – Куйбышев. В 1948–1952 гг. – начальник Красноармейского строительного района Управления строительства Волго-Донского судоходного канала. За особо выдающиеся заслуги и самоотверженную работу по строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Донского судоходного канала Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1952 г. Александрову Александру Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1952– 1953 гг. – начальник Управления строительства Цимлянской ГЭС (введена в строй в июле 1952 г.) и оросительных систем Ростовской области. В 1953– 1956 гг. – начальник Управления строительства правого берега «Куйбышевгидростроя». Активно участвовал в строительстве Куйбышевской (ныне – Жигулёвской) ГЭС, введённой в строй в декабре 1955 г. В 1956– 1962 гг. – начальник управления «Сталинградгидростроя». Руководил строительством Волгоградской (ныне – Волжской) ГЭС, введённой в строй в 1961 г. За самоотверженный труд и умелое руководство сооружением Сталинградского гидроузла Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 сентября 1961 г. Александров Александр Петрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот». В 1962 – 1966 гг. — главный советский эксперт по сооружению высотной Асуанской плотины в Египте. Её первая очередь была сдана в мае 1964 г., в ноябре 1967 г. был получен первый электрический ток. В 1966 – 1978 гг. – заместитель министра энергетики и электрификации СССР. Был постоянным уполномоченным Минэнерго СССР на строительстве автозавода в Тольятти (1967– 1970), первой очереди КамАЗа (1970–1976), Оренбургского газоперерабатывающего завода. Участвовал в строительстве плотины в Сирии, в восстановлении гидроэлектростанции во Вьетнаме. С 1978 г. – заместитель председателя Научно-технического совета Минэнерго СССР и главный редактор журнала «Гидротехническое строительство». Жил в Москве.
Адрес: Москва, Большая Бронная ул., д. 2/6