Бондарюк
Михаил Макарович

1908-1969


Бондарюк Михаил Макарович – ученый и конструктор авиационных и ракетных двигателей, доктор технических наук, профессор. В 1930 г. окончил МАИ, работал инженером, начальником отдела, заместителем главного конструктора в НИИ гражданского воздушного флота. В 1932 г. был отправлен в командировку в Италию, где работал в комиссии по приемке авиадвигателей. В апреле 1941 г. в НИИ ГВФ было создано экспериментальное конструкторское бюро (ЭКБ-3) по дозвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателям (ПВРД), которое он возглавил. В 1944 г. ЭКБ-3 было преобразовано в отдел прямоточных двигателей, затем – в КБ-2 в составе НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, в 1950 г. стало самостоятельным ОКБ-670 (с 1967 г. – «Красная звезда»), М.М. Бондарюк оставался его главным конструктором до конца жизни. В 1944 г. сконструировал и испытал ПВРД для самолетов, в конце 1940-х гг. перешел к оснащению такими двигателями беспилотных самолетов-разведчиков, зенитных управляемых ракет и крылатых ракет. С 1948 г. разрабатывал двигатель для первой отечественной ракеты береговой обороны «Шторм». В 1952 г. провел первые испытания двигателя на двухступенчатой баллистической ракете. С 1954 г. руководил разработкой мощных маршевых сверхзвуковых ПВРД для стратегических межконтинентальных крылатых ракет «Буря» конструктора С.А. Лавочкина и «Буран» конструктора В.М. Мясищева. В 1960-х гг. он работал над созданием ядерной энергетической установки «Бук» для военных космических аппаратов, но вскоре умер. Установка была испытана и принята на вооружение уже после его смерти – в 1970 г. В течение многих лет он преподавал в МАИ, МВТУ им. Н.Э. Баумана, Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Автор трудов и учебников по прямоточным воздушно-реактивным двигателям.

Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, д. 4, корп. 2