Образцов
Иван Филиппович

1920-2005


Образцов Иван Филиппович – советский и российский учёный в области строительной механики и прочности летательных аппаратов, государственный и общественный деятель, организатор высшего и среднего специального образования. Действительный член (академик) Академии наук СССР (затем РАН) с 1974 г., доктор технических наук. Директор, ректор МАИ (1958-1972 гг.), министр высшего и среднего специального образования РСФСР (1972-1990 гг.), лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и премии Совета Министров СССР. Был депутатом Верховного Совета РСФСР и народным депутатом СССР. Иван Филиппович Образцов родился 28 июля 1920 г. в деревне Быки Максатихинского района Тверской области в крестьянской семье. Окончив школу, поступил в Ленинградский автодорожный (преобразованный в 1941 г. в авиационный) институт. С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 г. добровольно вступил в 68-й истребительный батальон и участвовал в боях под ст. Чудово Ленинградской области. По решению Государственного комитета обороны в сентябре 1941 г. всех студентов институтов, обеспечивающих подготовку кадров для оборонных отраслей, отозвали с фронта для продолжения обучения. Вернувшегося с фронта Ивана Филипповича Образцова в начале 1942 г. направили в МАИ, который в это время был эвакуирован в Алма-Ату. После успешного окончания МАИ в 1944 г. Иван Филиппович Образцов остался работать в институте. Там он прошел все ступени преподавательской работы: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой. Уже в 1949 г. И.Ф. Образцов успешно защитил кандидатскую диссертацию, в 1957 г. стал доктором технических наук, а в 1958 г. ему было присвоено учёное звание профессора. Иван Филиппович был продолжателем школы члена-корреспондента АН СССР В.З. Власова и внес значительный личный вклад как в развитие его идей и методов, так и во внедрение их в учебный процесс и инженерную и авиационную практику. В 1956 г. И.Ф. Образцов в тридцатишестилетнем возрасте стал деканом самолётостроительного факультета, где его предшественниками на этом посту были такие известные авиаконструкторы, как Н.Н. Поликарпов, П.Д. Грушин, А.С. Яковлев, В.М. Мясищев. В 1958 г. он назначается директором (а с 1961 г. – ректором) МАИ и на этом посту работает до 1972 г. За это время под руководством Ивана Филипповича Образцова МАИ получил статус не только авиационного, но и ракетно-космического вуза, готовящего специалистов по всему спектру специальностей этих отраслей. В эти годы Образцовым была впервые провозглашена задача превращения МАИ в технический университет, сделаны первые значительные шаги в этом направлении. Признанием научных заслуг Ивана Филипповича Образцова стало избрание его членом-корреспондентом (1966), а в 1974 г. – действительным членом (академиком) АН СССР. 18 февраля 1972 г. с учётом успешной и плодотворной работы в качестве ректора МАИ  И.Ф. Образцов был назначен на должность министра высшего и среднего специального образования РСФСР, которым оставался до 1990 г. Кандидат в члены Центрального комитета КПСС (1981-1990). Депутат Верховного Совета РСФСР (1967-1989 гг.), народный депутат СССР (1989-1991 гг.). Работая министром, академик Образцов продолжал свою научную деятельность. В 1982-1992 гг. он занимал пост председателя Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике АН СССР, в 1986-2004 гг. был председателем научного совета РАН по механике конструкций из композиционных материалов, а в 1996-2005 гг. – советником Президиума РАН. И.Ф. Образцов был главным редактором журнала «Известия РАН. Механика твёрдого тела» с 1988 г. По инициативе академика Образцова в 1989 г. был учрежден Институт прикладной механики РАН (ИПРИМ РАН). Иван Филиппович Образцов стал директором-организатором института и руководил им до 1998 г. Иван Филиппович Образцов был создателем и организатором крупного проекта по созданию космоплана – многоразового транспортного воздушно-космического аппарата универсального применения (МТВКА-У). В начале 1990-х гг. к работе над проектом Иваном Филипповичем Образцовым были привлечены видные ученые, инженеры-конструкторы из ЦНИИМАШ, ЦАГИ, ГОСНИИАС. Разработка проекта велась в ИПРИМ РАН. Проектируемый космоплан представлял собой гиперзвуковой аппарат, предназначенный для наземного горизонтального старта и посадки, способного функционировать по одноступенчатой и двухступенчатой схемам, как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

Адрес: Москва, Волоколамское шоссе, д. 4